Департамент образования Орловской области
Отдел общего образования, молодежной политики и спорта администрации Новосильского района Орловской области
МБОУ Новосильская СОШ
OBR57.ru

Профилактика нарушений и негативных проявлений

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.
К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:
Процессы, происходящие в обществе:
– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
– несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
– безработица (явная и скрытая);
– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически  несостоятельных семей с детьми;
– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им  по итогам диспансеризации помощь;
– доступность табака, алкоголя, наркотиков.
Состояние семьи, ее атмосфера:
– неполная семья;
– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
– низкий социально-культурный уровень родителей;
– отсутствие семейных традиций;
– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);
– отрицание самоценности ребенка;
– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);
– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;
– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
Факторы риска, идущие от организации внутришкольной жизни:
  • несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания; плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.
К внутренним факторам риска относятся:
ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
Признаками проблемных детей могут являться:
1. Уклонение от учебы вследствие:
– неуспеваемости по большинству предметов;
– отставания в интеллектуальном развитии;
– ориентации  на другие виды деятельности;
– отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
– отказ от общественных поручений;
– пренебрежительное отношение к делам класса;
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления: употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, тяга к азартным играм, курение, нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым: грубость, драки, прогулы, пропуски занятий, недисциплинированность на уроках, избиение слабых, младших, вымогательство, жестокое отношение к животным, воровство, нарушение общественного порядка, немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям: равнодушное, скептическое, негативное, ожесточенное.
Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация. На педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.


Методические материалы Министерства здравоохранения РФ, разработанные Московским государственным психолого-педагогическим университетом в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации  от 27 января 2022г.,  по выявлению признаков и профилактике девиантного поведения обучающихся «Навигатор профилактики»

«Навигатор профилактики» представляет собой комплект памяток с описанием признаков (критериев) различных видов отклоняющегося поведения детей и подростков и алгоритма действий сотрудников образовательных организаций в случае обнаружения признаков, свидетельствующих о риске того или иного вида девиаций.


Профилактика употребления табака


Профилактика наркомании 
 

10 причин сказать наркотикам нет

Видеоматериалы (документальные фильмы: «Алкоголь. Незримый враг», «Четыре ключа к твоим победам», «Наркотики. Секреты манипуляций», «Секреты манипуляций. Табак» и мультипликационные фильмы: «Тайна едкого дыма», «Опасное погружение»)

Профилактика употребления ПАВ

Полезные страницы в Интернете:

 - Сайт "Нет наркотикам": http://www.narkotiki.ru/

 - Портал антинаркотического фронта: http://www.antidrugfront.ru/

- Проект "Без наркотиков":http://www.nodrugs.ru/

- Сайт Федеральной службы Российской Федерации  по контролю за оборотом наркотиков: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/gunk

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.