Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.
Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.
Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.
Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.
Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.
Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.
Вебинар: Формирование читательской грамотности: задачи- диагностика -практика
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Задание "Куриный форум"
- Задание "Рапануи"
- Задание "Коровье молоко"
- Задание "Предложения"
Банк открытых заданий - Математическая грамотность
Математическая грамотность - это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.
Банк открытых заданий - Естественно-научная грамотность
- PISA-2015 (.pdf)
- PISA-2016 (.pdf)
- Открытые интерактивные задания по естествознанию международного исследования PISA-2015: 1. Задание «Миграция птиц» 2. Задание «Бег в жаркую погоду» 3. Задание «Исследование склонов долины» 4. Задание «Метеороиды и кратеры» 5. Задание «Рациональное рыбоводство» 6. Задание "Зандар" (совместное решение проблем)
Банк открытых заданий - Финансовая грамотность. Глобальные компетенции
PISA-2012(.pdf)
Сервисы для самооценки и самоподготовки
- Онлайн – сервис самопроверки «Мои достижения»
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
- БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Сборник информационных и методических материалов для педагогов
Загруженные документы
-
Нормативно-правовая база
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы"5ba47da77ce39d6c684638401027647044c6c7da3cb1e921de398b64816b48f45 апреля 2022 г. 22:19 (1649186369)Врио директораСелифонова Татьяна Николаевна
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»715ec2c37a4d5883899b824f70d31b2cdad418dc6feccbeedba088ecd4d0da955 апреля 2022 г. 22:19 (1649186369)Врио директораСелифонова Татьяна Николаевна
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы»98758998036e683b13b192634d25ed33df691f747e64eb56c7b600114134d9475 апреля 2022 г. 22:19 (1649186369)Врио директораСелифонова Татьяна Николаевна
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы»ad40b991e047fd97c063a5369036267825d6ca8edfb8f5425b25153b2308ae015 апреля 2022 г. 22:19 (1649186369)Врио директораСелифонова Татьяна Николаевна
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности учащихся основной школы"253244e4354a9f79b5e1c0f5a4d413ba5a564815368d1798fc6e4dda0efb94b55 апреля 2022 г. 22:19 (1649186369)Врио директораСелифонова Татьяна Николаевна
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы»6304759134859c8ad160cfbbbe7df2871a1b4d136ddfe59d0333f38b1b6259b85 апреля 2022 г. 22:19 (1649186369)Врио директораСелифонова Татьяна Николаевна
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы»1b77f9cd4c3aa061f9c30b62111762b9a7626bf648a1c03aa66dc4e5ebf7713f5 апреля 2022 г. 22:19 (1649186369)Врио директораСелифонова Татьяна Николаевна
- Приказ Департамента образования Орловской области от 27.09.2021г. №1316 "Об утверждении регионального плана-графика реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся"06827aea8e38a0bfa42817d6d64c8d4476c590dad378059552521d82076c9c515 апреля 2022 г. 22:19 (1649186369)Врио директораСелифонова Татьяна Николаевна
План («Дорожная карта») по формированию функциональной грамотности в МБОУ Новосильской СОШ на период 2023 - 2025 гг
Приказ "Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся МБОУ Новосильской СОШ, на период 2023 - 2025 гг."
c2dc1be97bc9131d18a594eafa6e78bef568720ee272c6e93e58e631c3e8b90c
5 апреля 2023 г. 22:33 (1680723204)
Врио директора
Селифонова Татьяна Николаевна